Телефоны в регионах

Тел: 8 (920) 391-09-21

Тел: 8 910-950-70-70

ОпросыАрхив

Как Вам наш новый сайт?

Отлично

Нормально

Ну так себе

Ожидал большего

Ужас!

наши контакты
8  910 950 70 70
8  920 391 09 21

maximenko.al@gmail.com

Месторасположение:

125009, Москва
ул. Тверская, 22 А, офис 402

  Схема проезда  

Крупнейшая мировая ассоциация исследователей рынков, общественного мнения

  esomar.org  

Сегодня это одна из крупнейших ассоциаций профессиональных маркетологов в России

  marketologi.ru/  

статьи

Как российская молодежь намерена «делать» деньги?

Автор: Максименко А.А., дата публикации: 18 июля 2011 , Раздел: В помощь маркетологу

Как российская молодежь намерена «делать» деньги?

Российские умы всегда волновали вопросы «Кто виноват?», «Что де-лать?» и «Где деньги, Зин?». Последний приобрел особую актуальность в по-следние пятнадцать лет, когда деятельность, ориентированная на получение прибыли, утратила моральное осуждение, а сами деньги заняли прочное ме-сто в жизни нашего соотечественника, став мощным источником формиро-вания обыденного сознания и регулятором экономического поведения.

В современном научном знании деньги уже не рассматриваются ис-ключительно как эквивалент стоимости товара или затраченного труда, как это было прежде, а превратились, по точному определению Дж. М. Кейнса, в самостоятельный институт. Сквозь призму денег происходит выработка сис-темы ценностей, рождается новая аксиология, «обновляется» этика. По спра-ведливому замечанию О. С. Дейнека, разносторонность денег как фактора детерминации абстрактных межличностных процессов экономического об-мена делает их инструментально–символическим средством социального взаимодействия и достаточно психологизированным явлением [1].

Конкуренция на уровне массового сознания национальных и так назы-ваемых «западных» ценностей не могла не привести российское население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценно-стный мир молодежи, ставший крайне противоречивым и хаотичным. В этом усматривается релятивизация ценностей, как глобальная тенденция нравст-венной динамики современного общества: человеку все труднее разобраться, что хорошо, а что плохо, что одобряется, а что осуждается. В такой аморф-ной культуре резко возрастает психологическая нагрузка на живущего в ней человека, его психика несет бремя ценностной конфликтности.

В связи с этим особый интерес представляет отношение молодежи к различным способам обогащения. Поэтому является важным исследование представлений молодежи о том, как «сделать» деньги, «сколотить» капитал. В качестве объекта исследования выступила молодежь вузов городов Цен-трального Федерального округа – Иванова, Костромы, Москвы, Ярославля и Хабаровска (всего 529 человек). Возрастной диапазон всей молодежи – 17–22 года, средний возраст опрошенных 19,5 лет.

Методика исследования. В исследовании использовалась компактная методика К. Рубинштейн «Что важно, чтобы “делать” деньги?» (в адаптации А. Фенема), основанная на прямом ранжировании ценностей, служащих средством для того, чтобы «делать» деньги.

Статистические методы обработки и анализа данных. Факторный анализ [2] выполнялся методом главных компонент, после чего производи-лось ортогональное вращение осей до линии регрессии, максимизирующее дисперсию и минимизирующее разброс (Varimax). Все процедуры произве-дены в программе Statistica 6.0.

Результаты исследования и обсуждение. А. Фенем и Р. Окамуро [3] получили в 1998 году на британской выборке следующие результаты, пред-ставленные в табл. 1

Факторная матрица "Что важно, что бы "делать"деньги".

Британская выборка

Что важно, чтобы “делать” деньги «Кошмар» «Мечта» «Амбиции»
Везение, удача 0,50 –0,30 0,23
«Мозги», талант, способности -0,50 0,69 0,32
Нужные связи, друзья 0,73 -0,20 0,18
Жадность, скупость 0,82 -0,12 -0,09
Нечестность, непорядочность 0,84 0 -0,16
Терпение, бережливость 0,18 0,74 0,06
Риск, авантюра 0,33 0,12 0,58
Трудолюбие, усердие –0,27 0,62 0,39
Образование –0,27 0,64 -0,21
Желание, амбиции -0,40 0,50 0,82
Вес фактора 2,76 1,90 1,11

 

Следуя формулировке К. Рубинштейн, первый фактор, имеющий вес 2,76, назван авторами исследования «Кошмар» (как антоним устоявшегося понятия «Американская мечта»), поскольку он указывал, что деньги приоб-ретаются благодаря нечестности и непорядочности (факторная нагрузка 0,84), жадности и скупости (0,82), нужным связям и друзьям (0,73), везению и удаче (0,50) при отсутствии каких-либо способностей (–0,50). Второй фак-тор (вес 1,90) названный «Мечта», так как именно способности («мозги», та-лант) и усилия (терпение, бережливость, упорная работа) требовались, чтобы «сколотить состояние». Третий фактор, наименованный «Амбиции», включал такие позиции, как желание, устремления (факторная нагрузка 0,82) и риск (0,58).

Полученные нами результаты выявили иную по сравнению с обследо-ванием А. Фенема и Р. Окамуро картину структурных показателей (табл. 2).

Факторная матрица "Что важно, что бы "делать"деньги".

Российская выборка

Что важно, чтобы “делать” деньги «Дон Кихот» «Емеля» «Скупой рыцарь»
Везение, удача 0,29 0,52 0,22
«Мозги», талант, способности 0,76 0,14
0,14
Нужные связи, друзья 0,20 0,09
0,13
Жадность, скупость –0,83 0,03 0,16
Нечестность, непорядочность 0,84 0,09 0,16
Терпение, бережливость 0,13 0,26 0,75
Риск, авантюра 0,37 0,28
0,39
Трудолюбие, усердие 0,42 –0,64 0,11
Образование 0,40 –0,62 -0,01
Желание, амбиции 0,06 0,31 –0,77
Вес фактора 2,74 1,78 1,36

Первый фактор, названный нами «Дон Кихот», отражает получение де-нег при помощи способностей (0,76), честности и порядочности (0,84) и от-сутствию жадности и скупости (–0,86). Это, безусловно, праведный путь к достижению денег. Однако на фоне хотя и небольших, но положительных факторных нагрузок таких признаков, как образование (0,40), трудолюбие (0,42) рассматриваемая стратегия получения денег выглядит как идеалисти-ческое благородство. Похоже, таким способом деньги действительно зараба-тывают, а не «делают».

Второй по весу фактор (1,78) «Емеля». Включает такие признаки, как нужные связи (0,69), везение, удача (0,52). Кроме того, сюда вошли с отрица-тельным знаком образование (–0,62), трудолюбие, усердие (–0,64). Это наи-более легкий способ получения денег, портрет истинного «халявщика», без-дельника, ловца удачи, верующего в то, что деньги могут придти сами собой, «по щучьему веленью» без затрат специальных трудовых усилий. И хотя мечта о таком способе достижения денег имеет общечеловеческую природу, и наверняка представлена не только в русском фольклоре, но и народов дру-гих стран. Однако «…специфика России в том, что эти мечты о «поле чудес» получили мощное психологическое подкрепление, связанное с переходом к принципиально новому строю общественной и экономической жизни, кото-рый сопровождался взлетом ожиданий и надежд, в том числе и на легкие способы обогащения» [3].

Третий фактор «Скупой рыцарь» выражает степень согласия с тем, что деньги можно «сделать» благодаря сочетанию терпения, бережливости (фак-торная нагрузка 0,75) и отсутствию желаний, амбиций (–0,77) – позиция, на-правленная на пресечение всякого рода трат, имеет явно выраженный пас-сивный характер.

Таким образом, в рассмотренных выше факторах нашло отражение идеалистическое и противоречивое представление российской вузовской мо-лодежи по поводу того, как «делать» деньги. И если М. Бэринг в собиратель-ном образе русского человека видит Петра Великого, князя Мышкина и Хле-стакова, то портрет российского молодого человека, задумавшего «сколо-тить» состояние, обозначится в синтетическом триединстве Дон Кихота, Емели и скупого рыцаря.

 


 

Список используемой литературы

    1. Дейнека О. С. Экономическая психология: социально–политические проблемы. СПб.: Изд–во С.–Петербургского ун–та, 1999. 240 с.

    2. Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. 398 с.

    3. Furnham A., Okamura R. Your money or Your life: behavioral and emo-tional predictors of money pathology // Human relations. Vol. 52. № 9. Sept, 1999. P. 1157–1177.

    4. Магун В. С. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 58–59.